Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Поиск
апрпарвпрвар
24.08.2022
О новом подходе к формированию комплектов тем итогового сочинения

Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022-2023 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.
В 2022-2023 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.

На сайте ФГБНУ «ФИПИ» опубликованы следующие материалы:
1. Структура закрытого банка тем итогового сочинения.
2. Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.
3. Образец комплекта тем 2022/23 учебного года.

 

 

1. СТРУКТУРА

ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Комплекты тем итогового сочинения с 2022/23 учебного года формируются из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает более полутора тысяч тем сочинений прошлых лет.

Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения. №

Разделы и подразделы

1

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1.

Внутренний мир человека и его личностные качества.

1.2.

Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

1.3.

Познание человеком самого себя.

1.4.

Свобода человека и ее ограничения.

2

Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1.

Семья, род; семейные ценности и традиции.

2.2.

Человек и общество.

2.3.

Родина, государство, гражданская позиция человека.

3

Природа и культура в жизни человека

3.1.

Природа и человек.

3.2.

Наука и человек.

3.3.

Искусство и человек.

 

 

 

 

2. КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ

ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела:

 связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

 нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

 касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

 позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;

 побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

 

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы этого раздела:

 связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;

 нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

 касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

 позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;

 побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

 

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы этого раздела:

 связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

 нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;

 касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);

 позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;

 побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека

3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2022/23 учебный год

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения особое внимание уделяется соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения, его соответствию выбранной теме, умениям аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

Комплект тем итогового сочинения

№ ИС27012021-01 НОМЕР

ТЕМЫ

ТЕМА

1223

Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?

1434

Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

2345

Семейные ценности и их место в жизни человека.

2456

В чём может проявляться любовь к Отечеству?

3367

Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?

3167

Чему человек может научиться у природы?

Примечание. В комплект тем итогового сочинения включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью.

Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».

Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».